Приветствую Вас, Гость

Оленьи батальоны. (Текст из исследовательской работы обучающихся МБОУ "Сизябская СОШ"). руководители Рочева С.С., Истомина Н.И. (Добавлено 26 марта 2016 года)

Из Ижемского района Коми АССР на фронт было призвано 179 оленьих пастухов и отобрано более 1200 оленей. Ижемцев разделили по двум оленно-транспортным отрядам. 25 ноября 1941 года на заседании Ижемского райкома было решено сформировать два оленьих транспортных отряда. Сразу же началась работа по подбору пастухов для оленетранспортных формирований. Правлениям колхозов предложили отобрать ездовых оленей для фронта. 
Для пастухов, призванных в армию, в селе Сизябск организовали краткосрочные курсы. Занятия проводили работники районного военкомата, медики и ветеринары. Тем временем в колхозах в спешном порядке шили зимнюю одежду и обувь, готовили лыжи, обитые камусом, и сани-нарты. 

 

Из записей в военкомата Ижемского:

1.Время отправления – 2 декабря 1941 года.

Время прибытия по назначению: 30.12.1941 года.

Начальник  команды из числа  мобилизованных сержант Терентьев Василий ….., политсопровождающий – Терентьев Федор Федорович.

Порядок следования – на оленях.

Маршрут следования:  Ижма –

 Усть Цильма- Лешуканск – Пинега- Холкогроб – Архангельск .

Время пути – 30 суток.

Вот что вспоминает Артеев Василий Александрович, председатель колхоза Трактор.

«Оленеводство составляло всего 4 стада. , поголовье было 5000 голов.

По решению  исполкома райсовета и райвоенкомата  25 сентября 1941 года его направили  в тундру в район Шапкино  для сбора  и  пригона 1200   голов ездовых быков из стад Сизябского, Мохченского, Бакуринского колхозов и мобилизовать 45 пастухов.

25 сентября  отправились на лодке по реке Ижма, доплыли до Кельчиюра, а лед на Ижме стал. С Кельчиюра  перепрвились по льду на ту сторону, до Нерицы пошли пешком. От Нерицы до Усть-Цильмы добрались на лошадях. От Усть- Цильмы до Шапкино ехали на лошадях четыре дня. В Шапкино дали две оленьи упряжки и одного ясового, с ним объехали стада. Задание было выполнено. К Концу  ноября оленьстадо было пригнано к Нерицкие леса (1200 голов быков, 40 комплектов упряжек, три чума, меховая  одежда для пастухов и необходимый  утварь в чумах). На этих быках в декабре  1941 года ехали солдаты, мобилизованные из Ухты, Усы, Ижемского района на Северный фронт, по Усть – Цилемскому тракту в Архангельск. Приехал в Сизябск  20 ноября 1941 года.»

Ноябрь и декабрь — самое суровое время в тундре. Полярная ночь, крепкие морозы, пронизывающие метели, глубокие, еще не скованные настом снега, сотни тысяч километров белой пустыни без населенных пунктов — все это затрудняло движение.

Добравшись до Архангельска надо было пересаживаться на поезд, чтобы добраться до Мурманска. Олени, всю жизнь жишие в бескрайней тундре тяжело перенесли этот путь. Им не хватало воздуха. Но они выдержали и это испытание. На фронте олени сразу  включились в работу. Они практически заменили тяжелую технику.

Десятки оленьих упряжек направлялись на передний край. Оленетранспортные роты были прикреплены к различным воинским частям

На оленьих упряжках на передовую везли оружие, боеприпасы, продовольствие и одежду. Обратно в тыл вывозили раненых и убитых бойцов. Оленеводы разыскивали в лесу и на полях наших летчиков, совершивших вынужденную посадку. А если самолет не мог уже взлететь, его разбирали по частям и так вывозили. Всего на оленях было вывезено с поля боя 10142 раненых солдат и офицеров, из тундры – 162 аварийных самолета. Олени перевезли к переднему краю 8 тысяч бойцов и 17 тысяч тонн боеприпасов. Сформированная из батальонов 31-я оленно-лыжная бригада через Польшу дошла до Праги. В 1947 году она была направлена на Чукотку.

 «Меткими стрелками и мужественными людьми на войне были ижемские бойцы-оленеводы, мастерски управляли упряжками в условиях фронтовой обстановки, — сообщал бывший командир взвода в письме краеведу Хатанзейскому. — Однажды ранней зимой через водохранилище переправлялся санный поезд с грузом, в котором были задействованы до 300 оленей. В середине водохранилища поезд настигло резервное стадо в 500 оленей, и лед не выдержал. Сержант Порфирий Хатанзейский, родом из Кипиева, не растерялся. Зная, что олени не тонут, он уверенно скомандовал бойцам встать на сани и проворно работать хореями. Таким образом олени добрались до прочного льда, не пострадали ни бойцы, ни груз».

Для уничтожения вражеского опорного пункта нам привезли «катюшу». Но из-за снежных заносов машина застряла. Тогда командир приказал мне подогнать четыре оленьих упряжки, с их помощью, на специально установленных санях, реактивное орудие было доставлено к месту.

 

Солдаты берегли и любили оленей. Был даже такой случай, когда один солдат во время  боя прикрыл от вражеских пуль своего оленя. Олень чувствовал,  для чего он здесь, и что он служит вместе с  солдатами. Когда не было еды для оленей, солдаты делились  своим хлебом. В пути, когда шли   долго, некоторые олени  падали от голода.  Солдаты клали своих оленей на нарты, а сами шли пешком. По закону военного времени потеря оленя приравнивалась потере бойца.

 

На живописном берегу Ижмы планируют поставить огромный белый камень, который уже присмотрели вблизи Сизябска. Пока же идет работа над эскизом монумента. Его установят в 2015 году — к 70-летию Победы.